телефон: 8 (0652) 57-04-79
e-mail: info@audit-plus.com.ua

Основные законы → О аудиторской деятельности

Закон Украины об аудиторской деятельности

(Настоящий Закон вступил в силу с 23. 05. 1993г., за период до 2006-го года в него было внесено восемь изменений и дополнений. 14. 09. 2006 г. Закон об аудиторской деятельности Украины был изложен в новой редакции).

В настоящем Законе установлены правовые нормы ведения аудиторской деятельности на территории Украины. Основной целью Закона является установление сети независимого финансового контроля, направленного на защиту прав пользователей любой экономической, в том числе и финансовой, информацией.

Раздел 1. «Общие положения Закона».

Статья 1-я, область действия Закона.

Нормы настоящего Закона распространяются по всей территории Украины, затрагивают все субъекты хозяйствования, независимо от вида их деятельности и формы собственности.

В сферу действия Закона не входит установление финансового контроля над аудиторской деятельностью органов государства, их подразделениями, должностными лицами, осуществляющими финансовый контроль в соответствии с нормами украинского законодательства.

Статья 2-я. Закон об осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторскую деятельность в области финансового контроля регулирует настоящий Закон, Хозяйственный Кодекс Республики Украина, другие подразделения аудита, стандарты аудита и нормативно-правовые акты. В случае существования международного договора, предусматривающего иные правила, отличные от положения настоящего Закона, и при условии наличия согласия с украинской стороны с нормами этого договора, на территории республики в приоритете считаются международные нормы.

Особенные случаи, отличные от стандартных видов проведения аудиторской деятельности, регулируют специальные законодательные акты.

Статья 3-я. Об аудиторской деятельности.

Под аудиторской деятельностью принято понимать предпринимательство, имеющее целью обеспечение методического и организационного аудита, выполнение аудиторских проверок (аудита) и оказание иных аудиторских услуг.

Аудит — это осуществление независимой проверки показателей и сведений, представленных в бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Целью проверки является оценка и высказывание объективного мнения аудитора о достоверности сведений и их соответствии законным требованиям государства, стандартам бухгалтерского учета и другим положениям субъектов.

Информация, добытая в результате проверки, является существенной, если ее пропуск или искажение значительно повлияло на экономические решения, принятые пользователями по итогам финансовых отчетов.

Аудит может осуществляться лицами, аудиторскими фирмами по принципу независимости и имеющими полномочия от субъектов хозяйствования на проведение соответствующих манипуляций.

Инициаторами аудиторской проверки могут быть субъекты хозяйствования, так же аудит может проводиться в случаях, предусмотренных законодательством (обязательный аудит).

Кроме перечисленных выше, аудиторы могут предоставлять другие услуги, входящие в сферу их профессиональной деятельности. К ним относится восстановление и (или) ведение бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования, а так же консультирование по ее ведению и восстановлению, проведение экспертиз и оценки финансовой и хозяйственной деятельности, предоставление других услуг экономико-правовой направленности в хозяйственной деятельности субъектов.

Полный перечень услуг в соответствии с общепринятыми стандартами аудита предоставляется государственной Аудиторской платой.

Статья 4-я. Аудит.

Аудитором может являться физическое лицо, у которого имеется сертификат о его квалификационной пригодности заниматься на территории Украины аудиторской деятельностью.

Лицо, занимающееся аудитом, имеет право:

— вести аудиторскую деятельность в качестве физического лица, предпринимателя, а так же в составе аудиторского коллектива в соответствии с нормами настоящего Закона, требованиями других нормативно-правовых актов;

— вести аудиторскую деятельность в качестве физического лица, предпринимателя, будучи зачисленным в Реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудитор не имеет право на осуществление предпринимательской деятельности иного характера, исключение составляет получение дохода от других корпоративных прав и дохода в качестве дивидендов от акций.

Лицо, имеющее судимость за совершение преступлений в корыстных целях, лишается права на осуществление на территории Украины аудиторской деятельности.

Статья 5-я. Аудиторская фирма.

Под аудиторской фирмой принято понимать юридическое лицо, организующее свою деятельность в соответствии с законодательством и не ведущее другую предпринимательскую деятельность.

Осуществлять аудиторскую деятельность на территории Украины имеют право фирмы, занесенные в Реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Учредителями аудиторской фирмы могут быть, в том числе, лица, не ведущие аудиторскую деятельность при условии, что их суммарный объем средств в уставном капитале не превышает 30% от общего объема.

Руководить аудиторской фирмой имеет право только лицо, имеющее сертификат на ведение аудиторской деятельности.

Статья 6-я. Стандарты аудита.

Аудиторская деятельность осуществляется с применением соответствующих стандартов аудита. Они должны соответствовать стандартам этики и аудита Международной федерации бухгалтеров и требованиям настоящего Закона. Право утверждать стандарты аудита предоставлено только Аудиторской палате Украины, они согласовываются с другими субъектами хозяйствования, если этого требует законодательство.

В обязанности субъектов хозяйствования, аудиторских фирм и аудиторов входит беспрекословное соблюдение стандартов аудита.

Статья 7-я. Об аудиторском заключении и иных официальных документах.

Под аудиторским заключением принято понимать документ, в основе которого находятся стандарты аудита. Суть документа основана на предоставлении уверенности агентам в соответствии информации, финансовой отчетности использовавшимся при его составлении концептуальным основам.

К концептуальным основам относятся:

— нормативно-правовые акты республики;

— Законы;

— нормы и положения субъектов хозяйствования;

— основные положения бухгалтерского учета, другие источники.

Консультации, как вид аудиторской услуги, могут проводиться в письменной форме с последующим предоставлением официального заключения или справки, и устно. Аудиторские услуги, выражающиеся в форме экспертиз, предполагают оформление акта или экспертного заключения.

Результаты других аудиторских услуг оформляются в соответствии с нормами стандартов аудита.

Аудиторское заключение, представленное аудитором другого государства, должно быть подтверждено аудитором Украины при отсутствии других норм международных договоров республики. Иностранный гражданин имеет право на осуществление аудиторской деятельности на территории Украины только при условии его официального представления субъекту хозяйствования, организации, учреждению.

Статья 8-я. Об обязательном проведении аудита.

В ряде случаев проведение аудита является обязательной процедурой.

1. Для подтверждения полноты и истинности годовой финансовой и консолидированной отчетности субъектов хозяйствования, которая в соответствии с украинским законодательством, должна быть обнародована в официальном порядке. В перечень таких субъектов входят Открытые Акционерные Общества, участники рынка ценных бумаг, предприятия, выпускающие облигации, финансовые предприятия, учреждения. Обязательному аудиту не подвергаются организации, находящиеся на полном государственном финансировании.

2. Для финансовой проверки состояния:

— предприятий, имеющих иностранные инвестиции;

— учредителей банков;

— холдинговых, страховых компаний;

— доверительных обществ;

— учреждений совместного инвестирования.

3. Для проверки финансового состояния институтов, являющихся эмитентами ценных бумаг (обязательное условие при получении лицензии на ведение профессиональной деятельности).

Статья 9-я. Об обязанностях субъектов хозяйствования во время аудиторской проверки.

Чтобы работа по аудиту была выполнена качественно, органы управления проверяемого субъекта хозяйствования обязаны предоставить аудитору оптимальные условия. Органы так же несут полную ответственность за полноту и достоверность той информации, которую они предоставили аудитору во время проверки.

Как того требует Закон Украины, регулирующий обязательный аудит, финансовые документы, отчетность обязательно подлежит проверке и должна быть обнародована.

Раздел 2. «Реестр аудиторов, фирм, сертификация аудиторов».

Статья 10-я. О сертификации.

Процедура сертификации может осуществляться только палатой аудиторов республики. Сертификация аудиторов, которые будут проводить аудит банков, производится совместно с Национальным банком Украины.

Получить сертификат имеют право:

— физические лица с юридическим или экономическим образованием при условии, что их диплом действует на территории Украины;

— лица, имеющие исчерпывающие знания по финансовым, экономическим и правовым вопросам, а так же по вопросам аудита;

— лица, на протяжении 3-х и более лет непрерывно проработавшие на должности ревизора, экономиста, бухгалтера, юриста или помощника аудитора.

Квалификационный экзамен в письменной форме, проводимый в соответствии с утвержденной палатой аудиторов программой, имеет целью определить качество и объем знаний лица, получающего сертификат.

Максимальный срок действия сертификата — 5 лет, решение о продлении срока сертификата принимается палатой аудиторов на основе контрольного тестирования.

Сертификация — процедура платная, стоимость определяется палатой аудиторов Украины.

Статья 11-я. О реестре аудиторов и фирм аудиторов.

Реестр является базой данных, содержащей важную информацию о фирмах и аудиторах, ведущих аудиторскую деятельность.

Аудиторская палата определяет порядок ведения Реестра, публикуя его не реже раза в год в своем периодическом издании.

Фирмам и аудиторам, включенным в перечень Реестра, выдают свидетельство соответствующего образца.

Включение в Реестр является платным, стоимость определяется Аудиторской палатой.

Раздел 3. «Аудиторская Палата Республики Украина».

Статья 12-я. Аудиторская палата. Полномочия.

Полномочия Аудиторской палаты определяются Уставом аудиторской палаты и настоящим Законом. Устав палаты может считаться принятым, если за него проголосовало 2/3 от общего количества ее членов.

В полномочия палаты входит:

— проведение сертификации лиц, намеревающихся осуществлять аудиторскую деятельность;

— разработка и принятие аудиторских стандартов;

— утверждение программ, направленных на подготовку аудиторов и программ на подготовку аудиторов, намеревающихся осуществлять аудит в банках (проводится совместно с Национальным банком Украины);

— ведение Реестра;

— налаживание контроля над фирмами, аудиторами в отношении соблюдения ими норм настоящего Закона, профессиональной этики, аудиторских стандартов;

— осуществление контроля над взаимоотношениями между аудиторами в процессе профессиональной деятельности и, в случае необходимости, применение к ним взысканий.

По итогам каждого года палата получает от аудиторов и фирм полный отчет о проведенной работе, и после осуществления анализа, представляет в Кабинет министров общую информацию о состоянии дел на рынке аудита в Украине.

Статья 13-я. Аудиторская палата. Создание.

Аудиторская палата Украины является самостоятельным независимым органом, функционирующим в качестве юридического лица с ведением соответствующей отчетности и учета.

Отличительной особенностью Аудиторской палаты является ее неприбыльность. В качестве юридического лица со всеми вытекающими полномочиями Аудиторская палата начинает действовать с момента регистрации органа в Министерстве юстиции Украины, основанием для предоставления полномочий является заявление и наличие принятого Устава палаты.

Формирование палаты происходит методом делегирования аудиторов и представителей органов государственного управления в ее состав.

Палата считается сформированной, если в ней присутствует 20 членов. От аудиторов делегируют лучших высококвалифицированных представителей своей области, условием назначения членом Аудиторской палаты является непрерывный профессиональный стаж не менее 5-ти лет, им могут быть представители научных организаций, профессиональных учебных учреждений.

Съезд аудиторов республики принимает решение о предоставление права быть избранными и избирать в состав Аудиторской палаты, здесь же совместно с коллегией государственных органов и другими руководящими органами высших инстанций определяется порядок делегирования.

Статья 14-я. Аудиторская палата Украины. Деятельность.

Принцип большинства голосов лежит в основе принятия решений в Аудиторской палате, если иное не предусмотрено Законом. В полномочия Аудиторской палаты входит создание в Украине региональных отделений и наделение их соответствующими полномочиями.

Срок полномочий Аудиторской палаты истекает через 5 лет с момента ее создания, каждый член палаты не может делегироваться по истечении двух сроков. Члены палаты, кроме ее Председателя, исполняют порученные обязанности на общественных началах.

При необходимости назначения вместо выбывших членов Аудиторской палаты новых представителей, процедура осуществляется в порядке, установленном данным Законом.

У Аудиторской палаты существует несколько источников финансирования:

— средства от внесения в Реестр;

— средства от проведения сертификации;

— поступающие от профессиональных аудиторских коллективов, добровольные взносы;

— иные, не запрещенные Законом источники.

Некоторые случаи предусматривают создание палатой специальных комиссий, в которую могут войти так же эксперты, не являющиеся членами палаты Аудиторов.

Текущие дела в палате осуществляются Секретариатом во главе с заведующим, в обязанности которого входит установление контроля и полной персональной ответственности над имуществом и другими средствами Аудиторской палаты, предоставление надлежащих условий для эффективного функционирования ее членов.

Статья 15-я. Аудиторская палата Украины. Полномочия Председателя.

Председатель Аудиторской палаты уполномочен выполнять свою деятельность только на профессиональной основе. Он избирается путем большинства голосов из членов палаты на тот срок, в течение которого ему предоставляются полномочия.

Законом предусмотрено досрочное освобождение от должности Председателя палаты, основанием для этого служит решение Аудиторской палаты.

Полномочия Председателя находятся в рамках Устава палаты, одной из обязанностей Председателя Аудиторской палаты является формирование нового состава платы аудиторов.

Раздел 4. «О порядке проведения аудита и других аудиторских услуг».

Статья 16-я. Общие условия.

Аудит и аудиторские услуги другого характера могут осуществляться только лицами, обладающими правами на ведение аудиторское деятельности, оговоренными настоящим Законом. Общие условия Аудиторской деятельности устанавливаются в соответствии со стандартами аудита, утвержденными палатой.

Статья 17-я. Об основаниях для проведения аудита и для оказания аудиторских услуг иного характера.

Основанием для аудиторской проверки служит договор, заключенный между заказчиком и аудитором (фирмой).

Основанием для оказания аудиторских услуг является договор, а так же письменное или устное обращение заказчика к аудиторской фирме или аудитору.

Заказчик наделен правом выбора аудитора, основным условием является соблюдение настоящих требований Закона.

Основными параметрами, указанными в договоре о предоставлении аудиторских услуг, являются:

— предмет аудита;

— срок аудита;

— объем услуг;

— размер оплаты за услугу;

— условия оплаты;

— ответственность обеих сторон.

Положения договора, предусматривающие полное освобождение от имущественной ответственности аудитора при условии предоставления в аудиторских заключениях или иных документах искаженных сведений по результатам проверки, считаются недействительными.

Без согласия заказчика аудитор не имеет права на разглашение информации или изъятие документов, предоставленных для осуществления аудита.

Раздел 5." Права, обязанности аудиторов, аудиторских фирм«.

Статья 18-я. О правах аудиторов, аудиторских фирм.

При условии соблюдения норм данного Закона, аудиторы, фирмы аудиторов Украины имеют право объединяться по профессиональным признакам в общественные организации. Главными направлениями деятельности профессиональных аудиторских объединений является повышение собственных профессиональных навыков, защита социальных и профессиональных прав, исполнение других полномочий соответственно Уставу и законодательству.

Аудиторы, фирмы аудиторов наделены следующими правами:

1. Самостоятельное принятие решений в отношении выбора способов и методов проведения аудита, основываясь на требования Закона, Устава Аудиторов, стандартов и положений, предусмотренных договором с заказчиком.

2. Беспрепятственно получать доступ к документам заказчика, если они находятся в распоряжении третьих лиц в том числе, имеющим отношение для осуществления проверки. Третьи лица обязаны представить запрашиваемые документы незамедлительно по первому требованию аудитора.

3. В случае необходимости требовать и получать от руководства или от работников фирмы-заказчика объяснения в письменной или устной форме.

4. Осуществлять непосредственную проверку качества проверяемой продукции, наличия ценностей, денег, имущества, проводить контрольные осмотры, замеры выполненной работы. Доступ к материалам и предметам проверки субъекты хозяйствования должны обеспечивать по первому требованию аудитора.

5. Привлекать к проверке специалистов другого профиля в соответствии с условиями ранее составленного договора.

Статья 19-я. Обязанности аудиторов, фирм аудиторов.

В обязанности аудиторов, фирм, предоставляющих аудиторские услуги, входит:

1. Осуществляя аудиторскую деятельность, строго соблюдать нормы, изложенные в данном Законе, в других правовых актах, в положениях стандартов аудита, решений аудиторской палаты республики. Следовать основному принципу аудита, которым считается независимость.

2. Проводить проверки, оказывать любые аудиторские услуги надлежащим образом.

3. При обнаружении недостатков ведения финансовой отчетности, бухгалтерской документации незамедлительно сообщать об этом собственнику или уполномоченному лицу.

4. Сведения, полученные в результате аудиторской поверки, сохранять в тайне, не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной, не использовать вышеперечисленное в собственных корыстных целях, в интересах третьих лиц.

5. Нести полную ответственность перед заказчиком за несоблюдение положений договора.

6. Вести деятельность по предоставлению аудиторских услуг в строгом соответствии с нормами, регламентирующими предоставление таких услуг в виде консультаций, экспертиз и проверок.

7. Предоставлять в аудиторскую палату своевременно ежегодный отчет о проделанной работе.

Статья 20-я. О специальных требованиях.

Есть случаи, при которых проведение аудита запрещено. К ним относятся:

— наличие родственных связей между аудитором и руководителем, членами управленческих органов субъекта хозяйствования, одновременно являющимися заказчиками проверки;

— наличие у аудитора имущественных или личных интересов другого плана по отношению к субъекту хозяйствования;

— случаи, если аудитор одновременно является членом правления, собственником или учредителем проверяемого учреждения;

— случаи, если аудитор одновременно является работником проверяемого учреждения;

— случаи, если аудитор одновременно является работником или совладельцем дочернего предприятия проверяемого учреждения;

— случаи, если при установлении стоимости оплаты за предоставление аудиторских услуг заказчик не учитывает их качество, время на их оказание, наличие у аудитора профессиональных навыков, квалификации, знаний и высокой степени ответственности.

— случаи, если во время проверки нарушается основной принцип проведения аудита, заключающийся в аудиторской независимости.

В проведение аудита запрещено вмешиваться членам организаций, контролирующим аудиторскую деятельность фирмы, которые сами не являются аудиторами, так же как и членам, учредителям и собственникам самой аудиторской фирмы, предоставляющей услугу.

Раздел 6. «Об ответственности аудиторов, фирм аудиторов».

Статья 21-я. О гражданско-правовой ответственности аудиторов, фирм, предоставляющих аудиторские услуги.

За исполнение аудиторских услуг, не соответствующих нормам Закона и договора с заказчиком, аудитор или фирма несет гражданско-правовую, в том числе и имущественную, ответственность.

Объем имущественной ответственности не может устанавливаться в размере, превышающем фактический размер убытков, нанесенных заказчику по вине аудитора (фирмы).

Споры, возникшие по поводу ненадлежащего исполнений условий договора, в том числе и имущественные, решаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 22-я. О других видах ответственности аудиторов (фирм аудиторов).

Аудиторская палата Украины имеет право применить к аудитору (фирме), непрофессионально исполняющему свои обязанности, такие виды взысканий, как предупреждение, аннулирование сертификата, приостановка действия сертификата на 1 год. В худшем случае аудитор (фирма) подлежат исключению из Реестра.

Аудиторская палата является определяющей инстанцией в отношении назначения взысканий. В случае несогласия аудитора (фирмы) с назначенными взысканиями, решение Аудиторской палаты может быть обжаловано в суде.

В соответствии с действующим Законом, к аудиторам (фирмам) могут быть применены иные виды ответственности.

Раздел 7. «Заключение».

1. Спустя 3 месяца после опубликования Закон вступает в силу.

2. Организационные мероприятия, связанные с созывом съезда аудиторов, осуществляются Аудиторской палатой государства, Союзом аудиторов Украины (только с их согласия).

3. В течение 3-х месяцев с момента вступления Закона в силу Кабинет Министров республики обязан внести в Верховную Раду предложения для приведения существующих законодательных актов в соответствие с данным Законом.

4. Кабинет Министров обязан обеспечить приведение нормативно-правовых актов органов центральной власти в соответствие с данным Законом.

5. Поручить Национальному банку Украины приведение собственных нормативно-правовых актов в соответствие с нормами данного Закона в 3-хмесячный срок.

6. Поручить Аудиторской палате в 3-хмечячный срок инициировать организацию Аудиторской палаты Украины, как предусматривают нормы данного Закона.

7. Поручить Государственным органам, направить в 3-хмесячный срок в состав Аудиторской палаты своих представителей.

К Государственным органам, имеющим право на делегирование представителя в Аудиторскую палату, относятся:

— Министерство финансов;

— Министерство юстиции;

— Министерство экономики;

— Государственная налоговая администрация;

— Национальный банк;

— Государственный комитет статистики;

— Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

— Счетная палата;

— Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг;

— Главное контрольно-ревизионное управление. От каждого государственного органа делегируется по 1 представителю.