телефон: 8 (0652) 57-04-79
e-mail: info@audit-plus.com.ua

Основные законы → О порядоке погашения обязательств налогоплательщиков...

ЗАКОН УКРАЇНИЗАКОН УКРАИНЫ
О порядке погашения обязательств налогоплательщиков

Закон о надлежащем порядке погашения задолженностей государственным фондам и бюджетам был принят в 2002 году. Этот закон устанавливает порядок погашения налогов или сборов юридическими или физическими лицами. Сюда же входит сбор на пенсионное страхование, уплата пени и пр. Закон не касается таких вопросов, как: погашение кредитов, которые были выданы из казенных средств, займов государственных, уплаты налогов. Закон относится как к юридическим лицам (то есть к компаниям, их филиалам, коммерческим организациям и пр), так и к физическим лицам — ко всем, кто по закону должны уплатить налоги или пеню.

По закону, проверять своевременность выплаты налогов, пени и пр. должны только те контролирующие органы, которые имеют для этого особые полномочия. Список органов, контролирующих уплату: таможенные, которые контролируют налог на добавленную стоимость и акцизный сбор; органы, относящиеся к Пенсионному фонду; налоговые. То, каким образом будет проходить проверка уплаты налогов и акцизного сбора, осуществляемая таможенными органами, устанавливают только таможенный центр и центральный налоговый орган. Только налоговые органы имеют законное право взыскивать платежи (поэтому они еще называются органами взыскания). Остальные госорганы не имеют на это право.

Какие же имеются основания для того, чтобы взыскать принудительно активы (то есть, часть имущества) налогоплательщика, и каким образом это делается? Есть одно основное — задолженность. Изымание активов того или иного налогоплательщика для погашения задолженности может быть основано исключительно на судебном решении. Во всех других случаях налогоплательщик сам принимает решение о такой форме оплаты соответствующей задолженности. Однако имущество, которое он отдаст для оплаты налога, сбора, пени и пр., не должно быть под залогом.

Данный закон также регламентирует порядок заполнения налоговой декларации. Налогоплательщик сам исчисляет сумму, которую он должен заплатить в казну. Налоговую декларацию обязан принять соответствующий контролирующий орган, будь то таможня, налоговая или Пенсионный фонд. Декларацию нужно принять без проверки тех данных, которые в ней зафиксировал налогоплательщик. Должностное лицо, представитель контролирующего органа, ни по каким причинам не имеет права отказать в принятии этого документа. Если же все-таки работник контролирующего органа отказал в принятии декларации, то это должно быть расценено как превышение полномочий, со всеми отсюда вытекающими последствиями для него. В таком случае налогоплательщик еще до окончания срока подачи декларации должен этот документ переслать по почте, сделав предварительно опись вложения, а также указать имя сотрудника контролирующего органа, который превысил свои полномочия, не приняв декларацию. В этом случае, с момента подачи на почте этого документа, декларация может считаться принятой. Кроме того, пострадавший налогоплательщик имеет полное право обжаловать решение должностного лица, прибегнув к помощи суда. Даже, если, в этом случае, данный документ не был принят, чему способствовало неправомерное решение должностного лица, то налогоплательщик все равно обязан оплачивать налог, исходя из расчетов, лично им сделанных в декларации.

Однако налоговая декларация все же может не быть признанной со стороны контролирующего органа, в случае, если она составлена не по правилам, на ней не имеется печати налогоплательщика и не указаны нужные реквизиты. В этом случае контролирующий орган может предложить заполнить документ заново, с соблюдением правил заполнения. А налогоплательщик может либо принять данное требование, составив снова свою декларацию, либо попытаться обжаловать решение органа, по которому он должен переписать свою декларацию, если уверен в своей правоте.

Налоговая декларация должна подаваться за каждый определенный отрезок времени. Такой период может соответствовать месяцу, кварталу, полугодию или году.

Если последний день срока, в течении которого нужно сдать декларацию, выпадает на выходной либо праздник, то последним днем срока подачи можно считать следующий за этим днем.

Не позднее чем за 10 дней до того, как истечет максимальный срок подачи данного документа, налогоплательщик имеет право отправить расчет (декларацию) с уведомлением о вручении по почте. Если же почтовое отправление не состоялось или было задержано, то в связи с этим ответственность несет сам почтовый оператор. Налогоплательщик же, напротив, в этом случае освобождается от ответственности за возможную несвоевременную подачи этого документа.

Далее, если и случилась такая неприятность, то в течение пяти дней после того, как почтовое отправление было утрачено, нужно предоставить вторую копию соответствующего документа должностному лицу, представляющему контролирующий орган — будь то лично или по почте, по его выбору.

Контролирующий орган может самостоятельно определить сумму, которую должен уплатить налогоплательщик, если последний вовремя не сдал декларацию либо привел в ней явно заниженные данные, что и было выяснено в итоге документальных проверок результатов его деятельности, либо были выявлены арифметические ошибки в подсчетах в документе, которые и привели к искажению результата.

Если не были предоставлены сведения о доходах отдельного лица или организации из-за нежелания последних предоставить нужную информацию или отсутствием сведения о местонахождении субъекта предпринимательской деятельности, то они могут быть установлены косвенным методом — то есть, исходя из расходов налогоплательщика, прироста его активов (то есть, всего, что может приносить прибыль) и пр.

Если же разъяснение отдельных положений налогового законодательства (то есть, их официальное толкование) было изменено, но налогоплательщик действовал в соответствии с тем разъяснением, которое ему было предоставлено, то на основании только этого факта он не может быть привлечен к ответственности. Налоговое разъяснение предоставляется совершенно бесплатно для каждого, кому оно необходимо. Если же в налоговом законодательстве появилось что-либо новое, то контролирующие органы должны об этом известить налогоплательщиков.

Решение контролирующего органа относительно взысканий и пр. может быть оспорено в суде.