телефон: 8 (0652) 57-04-79
e-mail: info@audit-plus.com.ua

Основные законы → О рекламе

ЗАКОН УКРАИНЫ
О рекламе

Закон Украины о рекламе N 270/96-ВР, действующий в настоящее время, подписан к исполнению президентом Кучмой 3 июля 1996 года. За прошедшее время в него внесены многочисленные поправки, призванные сделать его более адаптированным к условиям современной жизни и согласовать его с нормами международного права. В первой части закона, как это принято в юридических документах, даются подробные определения применяемых терминов. В частности, разъясняется, что считать недобросовестной или добросовестной рекламой, что собой представляет наружная, внутренняя реклама и реклама на транспорте, какая реклама считается скрытой, а какая социальной.

Статья вторая обозначает сферу применения закона, в частности устанавливается главенство международных норм над национальными в области рекламной деятельности.

Статья пятая посвящена спонсорству, и содержит ограничительные правила на рекламу продукции спонсорских фирм, можно лишь упоминать их названия и демонстрировать товарный знак, а кроме этого спонсором не может лицо, занимающееся деятельностью, противоречащей действующему законодательству. Ограничиваются права спонсора влиять на содержание материала, выход которого в эфир или печать он оплачивает. Запрещено спонсировать новостные программы. Регламентировано время и место информирования зрителя о спонсорстве того или иного лица.

Статья седьмая устанавливает принципы рекламы, не допускает рекламирования товаров и услуг, запрещенных на территории Украины, запрещает сведения дискриминационного характера в зависимости от национальности, расы, вероисповедания и религиозных убеждений. Кроме этого нельзя использовать государственную атрибутику в рекламных целях, за исключение случаев, предусмотренных законодательством.

Также нельзя рекламировать товары и услуги, требующие получения лицензий и специальных разрешений.

В случае рекламы публичных выступлений артистов обязательно информирование об использовании фонограммы, закон регламентирует и способ донесения этой информации.

Запрет наложен на демонстрацию в рекламных целях сцен насилия и порнографии.

Реклама лотерей должна понятно информировать о сроках и месте их проведения.

Рекламная информация о проведении торгующими организациями акций и скидок обязательно должна содержать сроки акций, место акций и сравнительные цены.

Интенсивность звука рекламных сообщений не должна быть больше, чем в основной передаче.

Закон регламентирует способы отделения рекламной информации, чтобы любой зритель или слушатель понимал, где она начинается, и где заканчивается.

Законом запрещается недобросовестная реклама, и обозначаются лица, ответственные за ее выход.

Статья двенадцатая определяет порядок выхода социальной рекламы, и льготы, предусмотренные ее распространителям.

Статья тринадцатая посвящена радио и телевидению. Определены проценты времени вещания на общественных каналах, ограничивающие продолжительность рекламы, во время избирательных кампаний и в другие периоды, какие фильмы, передачи и трансляции можно прерывать, а в каких случаях можно использовать только перерывы. Например, фильм длительностью от 42 до 70 минут можно прерывать один раз. Трансляции иностранных телепередач прерывать рекламой нельзя.

Законом не установлен лимит использования периодическими изданиями своих печатных изданиями площадей, но есть требование информировать подписчиков о проценте рекламы.

Определены обязательные правила использования телекоммуникационных сетей в рекламных целях, их обязали информировать о стоимости услуг. При этом размер шрифта сообщения не может быть меньшим, чем половина размера цифр номера телефона. Телекс и факс не могут использоваться для передачи рекламной информации.

Статья шестнадцатая о наружной рекламе, в ней указаны нормы установки рекламных щитов, как в городе, так и на трассах и требования к безопасному размещению несущих конструкций.

Статья семнадцатая — о внутренней рекламе, ее можно размещать только с разрешения собственника помещения. То же касается и рекламы на транспорте (Ст. 18), но с дополнительными требованиями к безопасности и обзорности транспортных средств.

Что касается кинотеатров, то в них запрещено прерывать сеанс показом рекламы.

Очень важная статья двадцатая, в ней речь идет о детях. Рекламе запрещено влиять на детскую психику и создавать у ребятишек превратные представления о жизни, в частности, создавать иллюзию об исключительном положении обладателей тех или иных товаров. Нельзя также внушать детям мысли о выпрашивании каких-либо покупок, ведь они еще не являются покупателями, а только потребителями.

Статья двадцать первая — о лекарствах. Нельзя рекламировать лечебные средства и процедуры, продаваемые по рецептам, а также не одобренные министерством здравоохранения Украины. Обязательны предупреждения об опасности самолечения и непременном прочтении прилагаемой инструкции с перечислением побочных эффектов. Запрет наложен на рекламу средств от неизлечимых или трудноизлечимых болезней. Нельзя также гарантировать целительный эффект, и использовать в качестве доказательств излечившихся больных. Запрещена эксплуатация в рекламе образов известных людей, врачей, или похожих на них людей.

Двадцать вторая статья касается рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, благодаря которой на каждой пачке сигарет нанесена надпись о вреде курения, причем, как это обозначено законом, черным по белому. Большинство видов рекламы алкоголя и табака запрещены. Исключение составляют выставки производителей этих товаров, на которые запрещен доступ людей до 18 лет и специальные журналы. Реклама сигарет и табака в киосках не может располагаться ближе 300 метров от детских учреждений, впрочем, как и сами торговые точки, их распространяющие, при этом она не должна создавать образ некоего успокоительного средства.

Реклама оружия производится только в разрешенных местах его продажи.

Реклама в финансовой сфере ограничена вполне разумными требованиями, призванными предотвратить деятельность аферистов и «строителей пирамид».

В последней части настоящего Закона перечисляются органы власти, на которые возложен контроль рекламной индустрии, и ответственные за его нарушение, а также степень ответственности. Если резюмировать, то отвечают за недобросовестную рекламу и рекламодатели, и производители рекламы.